8 (3456) 24-66-20

tobmedcol@med-to.ru

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

В память об авторе всеми и вечно любимой сказки Каждому тоболяку дорого имя Петра Павловича Ершова – автора «Конька-Горбунка» и

В память об авторе всеми и вечно любимой сказки

Каждому тоболяку дорого имя Петра Павловича Ершова – автора «Конька-Горбунка» и выдающегося педагода. Сегодня дата его смерти.

Петя Ершов был рожден 22 февраля 1815 года в селе Безруково Тобольской губернии, мама будущего поэта, Евфимия Васильевна, была из купеческой семьи, отец Павел Алексеевич работал исправником – полицейским чиновником.

В детстве Петр был довольно слабым, и семья серьезно переживала за него. От отчаяния родственники даже провели странный обряд «продажи» ребенка: болезненного малыша «отдавали» за грош нищему. Ребенок, естественно, оставался с семьей, а бедняк, как считалось, забирал все плохое с собой.

Из-за работы отца семья регулярно переезжала, и первые восемь лет Ершов жил в Омске, Петропавловске и Березове, где Петя с братом Николаем учились в Березовской гимназии. Потом, в 1927 году, семья переехала в Тобольск, где дети продолжили учиться. Сыновьям пришлось жить вдали от родителей, в семье дяди по материнской линии, купца Н.С. Пиленкова. Он, богач и меценат, относился к племянникам хорошо. Еще одним человеком, важным для будущего поэта, стал директор гимназии Иван Менделеев, отец всемирно известного Дмитрия Менделеева. Так как семьи Пиленковых-Менделеевых и Ершовых были близки, директор приглашал Петра к себе, давал книжки. Во время взросления Петра Ершова в доме Менделеевых проводились литературные воскресенья для старшеклассников, на которых они могли читать свои работы. Тогда И.П. Менделеев заметил талант Ершова. Позже, уже в качестве инспектора гимназии, П.П. Ершов позаботится о Дмитрии Менделееве, будущем великом ученом. Тот в тринадцать лет потерял отца, и П.П. Ершов ему стал опорой, верным товарищем и наставником.

После выпуска братья Ершовы начали обучаться в Императорском Санкт-Петербургском университете, так как отца отослали работать в столицу. Петр работал в годы студенчества в журнале «Подснежник» (семьи Майковых), создавал либретто из жизни Древней Руси, печатал свои стихи в «Библиотеке для чтения». Так развивалось творчество молодого поэта.

«Конек-Горбунок», принесший Ершову популярность, был написан юным поэтом в студенческие годы. Первое время в Санкт-Петербурге было для молодого человека труднейшим: в городе активно распространялась холера, люди устраивали бунты. Все это удручало Петра. Тогда и зародилась идея сказки, главным персонажем которой станет порядочный и справедливый бедный человек. Поэтическую же составляющую сказка обрела благодаря Плетневу, ректору университета и профессору русской словесности. Он показал ученику работы А.С. Пушкина, и начинающий автор смог определиться со сказочным направлением сюжета и даже изложением.

После написания сказки, Ершов отдал ее на суд Александра Пушкина и Василия Жуковского, ведь он тесно с ними общался. Произведение вызвало у них восторг, а Пушкин отметил, что после «Конька-Горбунка» сам он может больше не беспокоиться о жанре сказок и оставить этот род сочинений.

Немного позднее отрывок из произведения Петра был прочитан с кафедры самим Плетневым, потом еще отрывок сказки опубликовали в прекрасном журнале «Библиотека для чтения» за 1834 год. Все это привело к тому, что позднее произведение было полностью опубликовано. Дебютная книжка Петра Ершова реализовывалась по 5 рублей за экземпляр. Тогда это была вполне приличная цена.

Через месяц поэт снова отличился – в печать передали первую часть его «старинной были», баллады «Сибирский казак», а потом и вторую. Эта работа тоже очень понравилась людям: в 1840-е «быль» стала строевой песенкой второго Сибирского казачьего полка. Не позабыли «Сибирского казака» и позднее – в переложении на музыку балладу исторического типа исполняли многие артисты.

Успех «Конька-Горбунка» открыл талантливому юноше двери в творческое сообщество Санкт-Петербурга. Ершов начал приходить на встречи литераторов, общаться с коллегами по цеху и считал, что его призванием станет писательство. Но власть увидела в сказке неуважительное отношение к царствующему режиму, и книжку запретили. Поэтому, несмотря на популярность работы, переиздали «Конька…» лишь в 1856 году, после смены царя.

После того как изменилась политическая ситуация, Петр Павлович в 1857 году оказался занесен в перечень лиц, заслуживающих доверия власти. Причем описали его, как доброго поэта, умного и честного гражданина. Критики отнеслись к работе двойственным образом: ее и нахваливали, и ругали. Среди людей, которым сказка не понравилась, был критик Виссарион Белинский, разгромивший «Конька» в своей статье. Он писал, что есть в сказке русские слова, но отсутствует дух отечества. Впрочем, работы Пушкина В. Белинский тоже не любил.
После такого своего дебюта на литературном поприще Петр пробовал себя в разных жанрах: писал поэзию, как малых, так и крупных форм, сочинял прозу и работал над драмой. В «Современнике» были опубликованы его поэма «Сузге» (1838), стихотворения «Кто он?» (1837), «Ответ» (1846), «Призыв» (1846), «Воспоминание» (1846). В «Библиотеке для чтения» — «Музыка» (1840), «Зимний вечер» (1841), «Клад души» (1841) и др. В 1857 году в журнале «Живописный сборник замечательных предметов из наук, искусства, промышленности и общежития» был опубликован цикл из семи рассказов Ершова «Осенние вечера».

С 1857 года по 1858 год Петр Ершов был цензором и фактическим редактором первой сибирской газеты «Тобольские губернские ведомости». Собственные статьи он публиковал анонимно или под псевдонимами «Житель Тобольска», «Любитель», «Тобольский житель».

Приватная жизнь Петра Ершова вне творчества тоже складывалась трудно. Лишь с третьей супругой Еленой Черкасовой П.П. Ершов прожил до конца своих дней. Первые жены умирали, гибли во младенчестве дети. Пётр Павлович был верующим человеком и с ее помощью пережил эти страшные горести.

В середине 1830-х молодому юноше пришлось уехать из столицы: сначала погиб его брат, потом – отец, и кому-то нужно было смотреть и ухаживать за мамой. Поэт возвратился в Тобольск, где устроился преподавателем гимназии. Изначально писатель собирался стать преподавателем словесности, но этой должности не было. Поэтому пришлось обучать детей латинскому языку, который самому писателю совершенно не нравился. Карьера Ершова как преподавателя, несмотря на нелюбовь к языку, шла в гору. Через 8 лет работы его назначали инспектором гимназии Тобольска, а через 21 год он стал директором.
Своей педагогической деятельности П.П. Ершов уделял немало времени и внимания: не ограничиваясь лишь гимназией, занимался организацией женского образования в Тюмени, Ишиме, Кургане, Омске, Ялуторовске. Еще он писал сочинения на педагогическую тематику, активировал в гимназии организацию театра, для которого сам создавал пьесы.

В Тобольске было много известных ссыльных декабристов, Петр Павлович познакомился с Кюхельбекером, Муравьевым и другими, Кюхельбекеру помогал записывать его поэтические труды, письма.
Ершов обожал музыку, он умел играть на флейте и органе, с удовольствием участвовал в домашних концертах, которые периодически проходили в доме у дяди, на одном из которых зародилась его крепкая дружба с композитором, пианистом, автором восхитительных романсов – А.А. Алябьевым.

П.П. Ершов в 1858 году, 20 марта, снова приехал в Санкт-Петербург. Поездка считалась рабочей, это было связанно с гимназией: Ершова вызвали для встречи с находившимся в столице министром просвещения. О желании Петра изменить стиль преподавания, лишенного элементов творческой деятельности, рассчитанного на заучивание, говорят его попытки заниматься словесностью, используя записки, написанные в учебном заведении. Им были написаны еще два важных сочинения: «Курс словесности русской» и «Мысли о гимназическом курсе». Как и записка, отправленная в Министерство народного просвещения, они пропали. О них узнали из свидетельств современников, из воспоминаний. Оказывается, что важнейшее место писатель отводил изучению естествознания и его «приложению» в медицине, технологии, в хозяйстве. Он считал, что экскурсии в обязательном порядке должны сопровождаться сбором объектов натурального типа, составлением гербария. Также внимание уделялось музыке, пению, физкультуре (плаванию, гимнастике, фехтованию).
В 1862 году Петр Павлович уходит в отставку. Дмитрий Иванович Менделеев, старый товарищ и бывший ученик Петра Павловича, который жил в Санкт-Петербурге, хлопотал о том, чтобы поэту была назначена пенсия. Он предпринял к тому же много усилий для выхода 6-7 издания «Конька-Горбунка». Его помощь стали щедрым подарком для Ершова.

Перед своей смертью, несмотря на страдания от болезней, Петр Петрович до конца оставался работящим и энергичным человеком, который радовал всех. П.П. Ершов ушел из жизни 18 августа 1869 году в Тобольске, похоронен на Завальном кладбище. На могильном камне написано: «Пётр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк-Горбунок». В 2008 году в Тобольске в сквере имени Ершова была установлена замечательная скульптурная композиция, посвящённая поэту и его сказочным героям.

После смерти признание творчества Ершова оказалось выше, чем при жизни, его именем назвали улицы в Тобольске и Ишиме, а село Безруково в 1960 году получило название Ершово. Со времени своего написания поэма-сказка «Конёк-Горбунок» издавалась огромными тиражами не менее 130 раз на 27 языках народов мира. Значимость сказки бесспорна, она вошла в золотой фонд отечественной литературы. А тоболяки всегда будут благодарны своему земляку — поэту и педагогу — за воспитавшее их сочинение.

#ТобМК #СПО72 #образованиевТобольске #МойВыборМедицина